Наряду с тем, что термины "предпринимательство" и "предпринимательская деятельность" часто используются взаимозаменяемо, есть существенное различие между ними, особенно в контексте профессионально-технического образования (ТиПО).

Мероприятия по предпринимательству, на которых сфокусировано большинство ТиПО учреждений, позволяют учащимся развивать межличностные навыки такие как лидерство, мотивация,  критическое мышление, навыки решения проблем, навыки работы в команде, навыки коммуникации и презентации. Обучение же предпринимательской деятельности делает шаг еще дальше, поддерживая учащихся в изучении возможности самозанятости путем начинания своего собственного дела. Большой акцент сделан на развитие бизнес идей, деловых качеств и навыков, таких как развитие продукта, проведение маркетингового исследования, финансирование и планирование, а также акцент ставится на предоставлении учащимся доступа к услугам поддержки начинающих предпринимателей и деловым сетям.

В Northern Regional College (Северный региональный колледж) в Северной Ирландии мы приступили к выполнению международного партнерства в области ТиПО с колледжами Испании, Португалии и Финляндии с целью изучения нового подхода к разработке более бизнес ориентированного обучения предпринимательству. Что было нашим фокусом внимания? Это был бизнес-план.

Завершение бизнес-плана является ключевым критерием успеха для многих организаций, поддерживающих бизнес стартапы (предприятие на стадии развития). Для привлечения инвестиций справедливо или ошибочно бизнес-план остается критерием оценки приверженности предпринимателя к краткосрочному и среднесрочному будущему его бизнеса. 

Хотя многие колледжи ТиПО стремятся развивать предпринимательское мышление и поведение среди своих учащихся, акцентирую внимание на значимости бизнес-плана, данный вид деятельности оказался наименее популярным и, следовательно, наименее испытанным на практике учащимися ТиПО.

Новый подход к бизнес планированию

В ответ на это, в рамках нашего партнерства под названием "Enterprise is VITAL" ("Предпринимательство ВАЖНО") по программе Erasmus+ мы пилотируем новую модель бизнес планирования с использованием наиболее релевантного подхода к учащимся ТиПО учреждений. Данный подход выделяет пять основных характеристик предпринимательства: Видение, Инновация, Командная работа, Успех и Лидерство.

Модель была заимствована и адаптирована с самой популярной книги Эрики Эриэл Фокс "Как договориться с самим собой" (2013г.), в которой выделяются четыре характеристики, которые необходимо понимать и развивать для достижения успеха.

Примечательно, что эти характеристики связаны со стандартными примерами бизнес-плана:

  • мечтатель: видение, инновации, креативность, мечтательность, мышление будущего, генерация идей
  • мыслитель: исследование, работа с данными, анализ риска (мышление о допустимых потерях), маркетинговое исследование
  • воин: исполнение, задачи, списки дел, крайние сроки, цели, контрольные точки, планы
  • любовник: люди, отношения, деловые сети, коммуникация, контакты, клиенты.

Учащиеся ТиПО учреждений, сфокусировавшись на данных эмоциональных эпитетах, способны лучше понимать важнейшие практические навыки, которые необходимы для начинания своего бизнеса. Термин "Любовник" вызывает положительную ответную реакцию, показывая важность развития долгосрочных взаимоотношений. Термин "Мыслитель" подчеркивает важность выделения времени для сбора и анализа данных в плотных графиках. "Воин" является призывом к действиям. "Мечтатель" побуждает к разработке инновационных решений задач.

Наши учащиеся ТиПО учреждений очень быстро поняли и адаптировались к данной модели. Это побудило их вовлечься в оживленные дискуссии и обсуждать их идеи через проекты по проблемно-ориентированному обучению, направленные на решение проблем. Все это ведет к развитию бизнес-плана без использования самого термина "бизнес-план".

Одним из неожиданных результатов нашей деятельности стало желание учителей сферы ТиПО, не преподающих бизнес предметы, быть вовлеченными в программы студенческого предпринимательства. Это можно объяснить тем, что новый подход помог упростить понимание бизнес планирования для сотрудников.

В дополнении к языковой и цифровой компетенциям Европейский Союз признает, что сквозные компетенции такие как инициативность и предпринимательство, обучаемость, уважение к культуре других народов и социальная и гражданская ответственность должны сделать людей более гибкими и мобильными, и, следательно, реагирующими на потребности современной экономики ("Рекоммендации ЕС: Ключевые компетенции для образования через всю жизнь", 2006г.). Содержание любой программы предпринимательства должно учитывать уровень и степень охвата этих сквозных компетенций.

В течение первого года проекта "Enterprise is VITAL" наши студенты полностью освоили эти сквозные компетенции. Работая в смешанных международных командах, они разработали свои бизнес идеи и их питч (презентация с целью продажи) в течение соревнования по бизнес планированию в Испании, основываясь на визуальной модели.

Жюри конкурса, в состав которого входили местные  бизнес лидеры, предприниматели и эксперты независимого стартап агенства из Испании и Великобритании, высоко оценили "ясность видения студентов, их понимание рынка сбыта и потребностей клиента, реалистичные финансовые прогнозы и реальные действия". Жюри также поздравили студентов с тем, что "они осознали свои слабые места и пути построения своего социального капитала", что по словам жюри редко включают в презентацию стартапа. Что еще вы можете требовать от успешного бизнес-плана?

Чтобы узнать больше о проекте "Enterprise is VITAL", вам необходимо связаться с Ирвином Абрахамом из Northern Regional College по электронному адресу irvine.abraham@nrc.ac.uk.

Ирвин также является одним из  экспертов осеннего выпуска нашего журнала "VEE" на тему предпринимательства. Ознакомьтесь с его биографией и узнайте как задать ему вопрос, пройдя по ссылке